Внедрение и сопровождение. Этапы разработки программного обеспечения

Процесс производства ПО основан на созданном в "Новософт" стандарте - Software Engineering Process (SEP). Процесс Novosoft SEP основывается на Rational Unified Process и содержит 4 основных фазы - начальную, уточнения, конструирования, передачи и сопровождения. Такой подход позволяет Заказчику и команде разработчиков контролировать ход разработки на любом этапе выполнения проекта. Ниже приводится краткое описание жизненного цикла проекта:

Начальная фаза

Цель начальной фазы - определить границы системы и собрать требования высокого уровня. Эксперты "Новософт" изучают бизнес-цели проекта, анализируют предметную область деятельности и требования Заказчика, создают техническую документацию. Разрабатываемые документы поступают к заказчику на утверждение.

На основании сформулированных задач разрабатывается предварительная архитектура системы, включающая предложения по выбору технологий и аппаратного обеспечения. Заказчику предлагается предварительный план проекта, а также оценка его стоимости.

На начальной фазе проекта команда разработчиков совместно с инженером Novosoft SEP уточняет стандартный процесс разработки с целью максимально эффективизировать этапы реализации проекта.

Подлежат сдаче:

  • предварительный план проекта с оценкой стоимости работ;
  • предварительный план разработки ПО, включающий план управления требованиями, организацию проекта, план конфигурирования и управления изменениями, план управления риском и план контроля качеством;
  • утвержденные документы по проекту.

Фаза уточнения

Цель фазы уточнения - создать архитектурную основу системы. Технические специалисты "Новософт" моделируют и тестируют несколько подходов, чтобы определить, какой из них наилучшим образом отвечает бизнес-целям Заказчика и требованиям к системе.

По завершении этой фазы разрабатывается каркас системы, который затем будет детально наполняться вплоть до создания финального продукта. В фазе уточнения Заказчику предоставляется на утверждение один или несколько прототипов различного сорта (пользовательских или функциональных интерфейсов).

В конце этой фазы план проекта содержит точные временные и стоимостные оценки создания системы в соответствии с требованиями и выбранной архитектурой.

Подлежат сдаче:

  • уточненный план проекта с графиком его исполнения;
  • полная спецификация требований к программному продукту;
  • прототипы функционального и/или пользовательского интерфейса;
  • план тестирования;
  • уточненный план разработки ПО;
  • утвержденные документы по проекту.

Фаза конструирования

Цель фазы конструирования - создание финального продукта (полнофункциональной информационной системы). Основываясь на выбранной архитектуре и технологиях, команда разработчиков (программистов, дизайнеров, тестеров и менеджеров проекта) пошагово (итерационно) конструирует продукт, что обеспечивает гибкость и простоту для внесения изменений и модификаций в процессе разработки.

Итерационный подход позволяет сторонам эффективнее планировать как технические, так и финансовые аспекты проекта. По мере утверждения Заказчиком плана итерации все требования, влияющие на бюджет и дату сдачи, откладываются и планируются к сдаче в последующих итерациях.

Каждая последующая итерация добавляет в систему определенное количество функциональных возможностей и специфических деталей. Поэтому Заказчик может более эффективно следить за развитием процесса разработки системы.

Подлежат сдаче на каждой итерации:

  • функционирующая система с определенным набором реализованных возможностей (увеличивающимся от итерации к итерации);
  • детальный план следующей итерации с ясно поставленными целями;
  • все документы и модели с предыдущих фаз, которые были модифицированы на этой итерации.

Фаза передачи и сопровождения

Цель фазы - внедрение продукта на предприятии Заказчика, обучение персонала, сопровождение и обновление установленной информационной системы. После того как система установлена на серверах Заказчика, специалисты "Новософт" проводят обучение пользователей системы.

Дополнительно персонал по поддержке системы со стороны Заказчика проходит обучение по умению администрировать и поддерживать систему, разбираться в использованных технологиях и средствах разработки. Дальнейшая доработка системы при выпуске ее новых версий учитывает непосредственные запросы пользователей и выполняется на основе постоянного слежения за функционированием системы и ее приложений.

Подлежат сдаче:

  • полнофункциональная система;
  • вся сопутствующая документация: руководства пользователя, руководства по инсталляции, справочники и т.д.